все новости
Столичный подход

«Банк Астаны» начинает очередной этап своей эволюции

Forbes (Kazakhstan), Данияр Куаншалиев

В связи с проведенным в мае текущего года ребрендингом банка «Астана-Финанс» в «Банк Астаны», мы решили выяснить о том, какие причины легли в основу такого решения, а также перспективы развития с одним из акционеров банка – Олжасом Тохтаровым.

Олжас Танирбергенович, расскажите, в связи с чем связано решение провести ребрендинг? Означает ли это, что новое руководство банка хочет начать все с «чистого листа»?

Дело в том, что в начале 2013 года нами-акционерами была собрана специальная экспертная группа, главной целью которой было изучение общего состояния финансового рынка Казахстана и выработка сценариев дальнейшего вхождения в банковскую отрасль. Мы тщательно все проанализировали и остановили свой выбор на «Астана-Финанс». Решение было принято в силу нескольких причин. Во-первых, пятикратный рост активов банка за пять лет с 2009 по 2013 год. Во-вторых, в отличие от других финансовых институтов, на наш взгляд, банк «Астана-Финанс» лучше всего подходил под требования новой концепции развития которую мы хотели внедрить, и поскольку он не был обременен большой сетью филиалов и разросшимся аппаратом управления - это позволяло быстро и безболезненно перестроить внутренние бизнес-процессы, структуру, одним словом произвести обновление банка. И после покупки банка мы инициировали ребрендинг. Оговорюсь сразу, что это не означает, что прошлый опыт компании был ошибочный или плохой, это лишь свидетельство того, что банк прошел одну из очередных ступеней своего развития и начинает следующий этап эволюции. Изменение лого и корпоративной айдентики – это лишьодин из атрибутов данного процесса.

 

Почему вы выбрали именно это название?

Мы с самого начала хотели такое название- «Банк Астаны». Дело в том, что потрясающая динамика развития столицы очень схожа с нашей. Астана – это инновационный город, в развитии которого широко используются новейшие технологии и мировой опыт, и стать столичным банком очень престижно. Именно поэтому в логосимволе банка нарисована пирамида – знакомый символ Астаны, и в названии банка присутствует имя столицы.

Основная идея ребрендинга в том, что мы хотим предложить клиентам первый казахстанский банк, работающий в формате 24 на 7, предлагающий своим клиентам – будь то физические или юридические лица используя расширенные возможности Интернета предоставлять клиентам максимально качественный сервис.

Проще говоря, в нашем банке клиентам нет необходимости подстраивать свой график под график работы банка. Наоборот, благодаря круглосуточному обслуживанию специалисты банка могут принять, полноценно обработать запросы клиента и предложить решение или банковский продукт в любое время суток. Например, владельцы магазина могут спокойно заниматься вопросами торговли до момента закрытия своей торговой сети, и лишь затем заняться решением финансовых проблем. Или другой пример, для получения справки или информации по конкретному продукту, не говоря о уже готовом финансовом решении, в традиционном банке клиенту приходится выделять конкретное время, ехать в банк, отвлекаться от ведения бизнеса. Мы же предлагаем получить нужное решение и информациюудобным для клиента образом, например, заказать выезд обслуживающего менеджера, который не просто приедет и расскажет об каком-либо продукте, но и сразу же через удаленные каналы начнет соответствующую процедуру по его получению – по сути не вы едете в банк, а банк приезжает к вам и обслуживает там, где вам это необходимо и удобно.

Однако самые грандиозные планы могут остаться лишь планами на бумаге, если не будет команды, которая сумеет их воплотить в жизнь. Поэтому одновременно с принятием решения об изменении стратегии развитии банка, было принято решение о формировании новой команды управленцев, которую возглавил Даурен Кумпеисов  - который был назначен на должность председателя правления.

 

Согласно данным Нацбанка на 01.04.2014 года доля кредитов с просроченной задолженностью в Банке Астана составляет 15,3% (средняя по рынку 38,5%). Учитывая то что на январь 2010 года данный показатель был на уровне в 34,5%, каким образом вам удалось так снизить долю проблемных займов?

С первых дней приобретения банка вопрос оздоровления кредитного портфеля был поставлен в разряд приоритетных, поскольку для всех участников БВУ с января 2016 года доля проблемных займов (с просрочкой свыше 90 дней) не должна превышать порог в 10%.

В нашем случае, снижение доли кредитов с просроченной задолженностью произошло за счет увеличения объема качественного кредитного портфеля. К примеру, с января 2010г. по настоящее время, объем портфеля вырос в 8 раз, с 8 млрд до 63 млрд тенге. 

Помимо этого, мы осуществили аккредитацию для совместной работы по сбору просроченной задолженности с несколькими коллекторскими компаниями, а также начали работать с частными судебными исполнителями, что повышает эффективность возврата проблемной задолженности банка.

 

В начале текущего годы вы и господин Ракишев увеличили капитал банка на 5,1 млрд тенге, до 12,7 млрд тенге. А уже в апреле текущего года глава Нацбанка Кайрат Нематович сообщил что в Нацбанке рассматривают вопрос об увеличении требований к капиталу банков в 10 раз, с 10 до 100 млрд тенге. Если данная идея претворится в реальность, будете ли вы увеличивать капитал банка с 12,7 до 100 млрд тенге?

В случае законодательного одобрения предлагаемой главой НБ РК концепции развития финансового сектора республики, у существующих банков есть несколько вариантов. Первый и самый простой – продаться кому-либо. Второй, посложнее – это слияния и поглощения. Третий – попытаться увеличить капитализацию за счет органического роста. Ну и четвертый, привлечь сторонние средства, в том числе и средства акционеров.  Как я уже говорил ранее, мы рассматривали разные варианты развития рынка, и наша среднесрочная стратегия предусматривала подобного рода изменения.На данный момент продаваться кому-либо мы не собираемся, мы рассматриваем последние три варианта.

 

В связи с новой стратегией банка, на каких секторах экономики вы планируете сконцентрироваться?

В новой стратегии определены зоны интересов банка, среди которых я особо хотел бы отметить сельскохозяйственные проекты, так как это очень перспективный сектор экономики. К примеру, в 2013 году объем валовой сельскохозяйственной продукции составил 2,4 трлн. тенге, приток инвестиций в основной капитал- 142,1 млрд.тенге. Объем экспорта продукции сельского хозяйства за январь-ноябрь 2013 года оценен в 2,4 млрд. долларов США. При этом, экспорт в страны ТС за 11 месяцев прошлого года по сравнению с показателем 2012 года вырос почти на 65%.Поэтому мы считаем этот сектор экономики Казахстана очень перспективным.

Мы уверены, что в сельском хозяйстве страны готовится качественный прорыв, что становится возможным благодаря планомерной и систематической работе профильного ведомства – Министерства сельского хозяйства, которым закладываются правовые, экономические и финансовые основы для такого прорыва. Причем работа ведется не где-то там наверху, а тесной связке с территориальными органами.

Обратите внимание как повысился интерес к сельскому хозяйству со стороны зарубежных крупных агропромышленных инвестиционных групп, так и отечественных крупных предпринимателей, которые уже давно пристально изучают сельскохозяйственный рынок.

Количество проектов в этой отрасли начинает стремительно расти – это и тепличные хозяйства, фермерские хозяйства. Мы можем отказываться от приобретения новой машины, экономить на новой электронике или мебели, а вот питание и продукты – это вопрос, который невозможно обойти.

Тем не менее, если говорить о наших клиентах – это малый и средний бизнес, а также работа с физическими лицами среднего достатка и выше – это так сказать, основная база нашего банка.

Помимо этого, один из приоритетов среднесрочного развития – это активизация деятельности банка в регионах присутствия, среди которых на особом месте стоит Карагандинская область. Традиционно, принято считать, что проекты в области инноваций и IT реализуются исключительно в Алматы или в Астане. Однако это не совсем так. В указанном регионе предприниматели уже берутся за реализацию достаточно перспективных и одновременно технологически сложных и комплексных проектов в области IT и переработки. И со своей стороны мы рады принимать участие в реализации подобного рода проектов.

 

На данный момент у банка 5 филиалов, планируете ли вы увеличение количества филиалов в стране?

 

Мировые тренды демонстрируют, что зарубежные банки не стремятся увеличивать количество своих офисов, а стремятся к виртуализации банковских отделений. Поэтому, мы, исходя из целевой аудитории, на которую нацелились, предполагаем открывать на 150-титысячное население одну точку продаж. Т.е.  для средних городов мы планируем одну, максимум две точки продажи. В больших городах, конечно, количество точек мы будем наращивать. Но смысл в том, что стремление к улучшению сервиса и персонализации обслуживания банки уходят в интернет, поскольку дистанционный банкинг -  это будущее банковской отрасли.  Все больше людей стремится избежать очередей и экономить свое время, которое по мнению клиентов должно уходить не на стояние в очередях, а на общение с персональным менеджером, что возможно благодаря новым технологиям.Поэтому, развивая удаленные каналы доступа, за которым на наш взгляд будущее, мы не будем забывать и о физических офисах, но они у нас будут не совсем обычные, но рассказывать об этом я сейчас не стану. Приглашу вас лично на предварительный показ который скоро состоится. Поверьте, нам есть чем удивить казахстанцев.